Е. Ушакова , Журнал «Магазин свет», статья от 26.01.2012
Источник: Магазин свет: светотехнический онлайн-журнал

Световое загрязнение

Cтоит вспомнить часто ли мы, жители больших городов, видим великолепие звездного неба невооруженным глазом? Сегодня из полагающихся 2500 звезд, мы едва можем различить лишь несколько десятков. Если посмотреть на ночную съемку нашей планеты из космоса, то становится понятно почему.

Как показывают снимки и видео, на Земле осталось совсем мало по-настоящему темных областей. «Световая пелена» накрывает города, создавая серьезные проблемы не только любителям понаблюдать за звездами.

Панорама Москвы
Панорама Москвы

Искусственный свет в ночное время полностью меняет среду обитания многих животных. По данным австрийских ученых, лишь одна небольшая световая реклама за год убивает около 350 000 насекомых (Light Pollution: Definition, legislation, measurement, modeling and environmental effects, Petteri Teikari, Barselona, Catalunya, September, 2007). В 1996 году, осенью, в Марбурге (Германия) световая реклама ночной дискотеки привела к тому, что стая летящих на юг журавлей, сбитая с толку, несколько часов кружила вокруг неё, а потом, обессиленная, опустилась на город. В садах ещё несколько дней находили сотни мертвых или покалеченных птиц. Лишь одно высотное здание Чикагского выставочного центра ежегодно уносит жизни около 1500 мигрирующих птиц. Более того, медики доказали, что изобилие света в ночное время негативно сказывается и на здоровье людей. Головные боли, стресс, усталость и дисфункции различных органов могут стать негативными последствиями данного явления. В некоторых работах исследователи связывают с ночным освещением даже рост риска раковых заболеваний. Ведь искусственный свет уменьшает выработку гормона мелатонина, который защищает организм от раковых клеток и замедляет старение. Ученые по всему миру утверждают, что масштабы проблемы с каждым годом увеличиваются пропорционально развитию и росту городов.

Причина этих и многих других проблем получила название «световое загрязнение» (в англ.: «Light pollution»). Суть этого явления кроется не в искусственном освещении как таковом, а в его нерациональном использовании. И начавшая свою работу с 2003 года Международная Ассоциация Темного Неба (International Dark Sky Association) отнюдь не призывает перестать использовать искусственное освещение во благо планеты, а предлагает конкретные шаги к устранению проблемы:

  1. Очень важно грамотно использовать световой поток светильников. Приблизительно треть электроэнергии, используемой для наружного освещения, тратится впустую, так как часть потока осветительных приборов направлена либо в небо, либо в сторону от освещаемой поверхности. Таким образом, нужно разрабатывать и использовать оборудование с оптикой позволяющей светить именно там, где это необходимо.
  2. Световую рекламу нужно ограничить и обходиться минимумом света для освещения закрытых на ночь заведений. Представители ассоциации подчёркивают: для борьбы со световым загрязнением нужны не столько деньги и отказ от благ цивилизации, сколько понимание задачи и желание её решить.

И на этом поприще уже есть определённые успехи. Агентство по защите окружающей среды США разработало программу, которая должна помочь населению и компаниям резко снизить потребление энергии на освещение. Этим же агентством принята программа по защите птиц, согласно которой, в частности, в периоды миграции запрещено включать всю ночную иллюминацию высотных зданий. В соседнем канадском Торонто это правило соблюдают с 1996 года. В Венеции по поводу светового загрязнения собрали международную конференцию, участники которой потребовали от ЮНЕСКО провозгласить небосвод достоянием человечества. Первой страной, законодательно ограничившей световое загрязнение, стала Чехия. Все осветительные приборы в этой стране должны быть направлены вниз или параллельно земле, таким образом, снижается уровень света на автотрассах и в спальных районах.

Печально, что в России этими вопросами практически не занимаются. Не проводятся исследования по поводу последствий светового загрязнения на территории крупных городов, и тем более, не принимается мер для их сокращения и предотвращения.

Отсутствие общей стратегии освещения города

Далее перейдем от проблем глобального масштаба к проблемам городского. На данный момент концепции ночного облика городов в России не приобрели той должной проработки, коей они заслуживают. Проекты общей стратегии освещения города существуют скорее на бумаге или совсем не существуют. Необоснованное выхватывание объектов городской застройки и освещение их «кто во что горазд» неминуемо приводит к искажению облика города. Особое внимание при проектировании наружного освещения, как на уровне концепции, так и при разработке каждого отдельного проекта, стоит уделять сочетанию светотехнических параметров архитектурного и утилитарного освещения. Ведь при явном их несоответствии теряется сама идея архитектурного освещения.

В идеале нужен разработанный специалистами план, который опишет, каким должно быть освещение каждой из частей (исторические, общественные, промышленные, жилые) города и подчинит их единой концепции. Разумеется, лучше, чтобы решение было принято на законодательном уровне и выполнение данного плана отслеживалось. Кроме того, необходимо, чтобы концепция своевременно корректировалась. Ведь прогресс не стоит на месте. Меняются тенденции и приемы в освещении, появляются более эффективные и экологичные источники света, разрабатываются новые оптические системы и электроника. В Москве и некоторых других городах России уже совершаются попытки применить такую практику, но явных положительных результатов пока нет.

Плохая проработка проекта освещения и контроля за его выполнением

При проектировании освещения каждого отдельного объекта наиболее часто встречающаяся проблема — это излишняя яркость всего сооружения или его фрагментов. Это может случиться из-за множества факторов. Не правильный подход к проектированию или недостаточная проработка проекта, небрежность в расчетах или вовсе их отсутствие, отсутствие привязки к нормируемым значениям и т. д. По нормам наибольшее значение яркости объектов категории «А» должны иметь яркость локального и заливающего освещения порядка 10 кд/м2. На практике же такие и даже большие значения можно наблюдать на зданиях совершенно не подходящих под эту категорию.

К объектам категории «А» относят: памятники архитектуры национального значения, крупные общественные здания, монументы и доминантные объекты столицы.


Здание администрации города Липецк
Здание администрации города Липецк

Соблюдение баланса значений яркости важный вопрос, но зачастую это последнее, о чем думают проектные организации и надзорные органы. В качестве примера можно привести здание администрации города Липецк. Во-первых, освещение левого фасада почему-то заканчивается раньше, чем сам фасад. Во-вторых, от количества осветительных приборов прямо-таки «рябит в глазах», не говоря уж об общей яркости постройки по сравнению с окружающим темным пространством. Концепция освещения здания напоминает новогоднюю иллюминацию.

Здание Петровского Пассажа
Здание Петровского Пассажа

Можно встретить и явно халатное отношение к проектированию архитектурного освещения. На фасаде здания по улице Петровского пассажа в Москве можно было увидеть явный перекос в значении яркости и цветности. На симметричных элементах здания использованы и разные прожекторы, и разные источники света, и даже разное их количество. Стоило ли ожидать красивого ночного облика сооружения?

Главное здание МЭИ
Главное здание МЭИ

Одной из самых болезненных проблем отечественного проектирования являются несоответствия между проектами различных инженерных систем. Например «архитектурное освещение кондиционеров» на главном здании Московского Энергетического Института. И, к сожалению, таких примеров может быть великое множество. Зачастую проекты освещения, конструкций, вентиляции, кондиционирования, отделочных работ и т. д. не учитывают специфические особенности друг друга, из-за чего оказываются не в ладах. А ведь это вообще лишает всякого смысла освещение здания в темное время суток.

Освещение жилых домов на одной из улиц Москвы
Освещение жилых домов на одной из улиц Москвы

Может случиться, что проект не учитывает и саму архитектуру сооружения или противоречит исторически сложившимся представлениям о нем. Судя по всему, главная идея вечернего образа здания на следующем фото — это длинные тени от балконов. Концепция весьма сомнительна. И таких примеров, увы, не мало. Когда специалист берется за проект, он должен исходить из имеющегося у него объекта, его архитектурных форм и особенностей. Освещение не должно быть оторвано от реальности.

Вход в офис «Мегафон», Москва
Вход в офис «Мегафон», Москва

Кроме эстетического неудовольствия жители города могут получать и вполне физическое. Например, при неправильной ориентации выходных отверстий прожекторов. Случается, что основной поток прибора направлен не столько на освещаемую поверхность, сколько в сторону прохожих. Такое явление может вызвать дискомфорт и даже временную ослепленность наблюдателей.

Неправильный подход к освещению парковых зон

Частые посетители садово-парковых зон отмечают, что большое количество установок с лампами НЛВД (натриевых ламп высокого давления), имеющими довольно низкий индекс цветопередачи, сильно искажает восприятие окружающих объектов и соседей по прогулке. Это происходит ввиду низкого индекса цветопередачи этих источников света. А ведь цель прогулок в парковых зонах — это отдых от «бешеного» ритма города. Созерцание естественной красоты природы и ее спокойствия — именно за этим люди приходят сюда. Часто такие участки городского пространства освещают высокими опорами, которые предназначены для освещения проезжих частей дорог.

Пример освещения парковых зон
Пример освещения парковых зон

Таким образом, необходимо применение соответствующих декоративных опор для парковых ландшафтов, а также использование источников света с высоким индексом цветопередачи.

Отсутствие своевременной и грамотной эксплуатации

Мы подошли к наиболее острым, ввиду их повсеместного распространения, проблемам в рамках нашего вопроса. Первая из них — эксплуатация. Не требуется специальных знаний и подготовки, чтобы увидеть, как плохи дела в этой области. Абсолютно в любом районе, начиная от самого центра, заканчивая окраинами, можно встретить здание с «выпавшими» фрагментами. Это происходит из-за прогорания источников света или выходом из строя светильников. Так же часто в пределах одного фасада можно наблюдать источники света различных мощностей и цветности в тех местах, где по проекту этого не было предусмотрено. Кроме того, все это может сопровождаться измененными углами нацеливания прожекторов, в результате взаимодействия с осадками или в силу других причин. Еще не самый показательный пример — здание на Садовой-Кудринской.

Здание на Садовой-Кудринской улице
Здание на Садовой-Кудринской улице

При создании любого проекта должны указываться сроки плановой проверки осветительной установки и замены источников света. Эксплуатирующие организации должны руководствоваться этими сроками. Кроме того, наличие самого проекта необходимо для поддержания установки в первозданном виде даже потому, что источники света для замены должны соответствовать тем, что были заложены при его разработке. В реальной жизни о плановых заменах и проверках речи часто вообще не идет, а источники света для замены покупаются «наобум», а не в соответствии с проектом. Вдобавок, часто сам проект отсутствует. Итог? Вместо прекрасного ночного облика здания жители видят кривое разноцветное чудовище. Это наносит серьезный урон цветосветовой среде объекта, района и, наконец, города в целом.

Нежелательные эффекты от световой рекламы

Следующая не менее насущная проблема, которая в большей степени касается крупных городов — нежелательные эффекты от световой рекламы. Прогуливаясь по ночной Москве, их можно наблюдать сплошь и рядом. Как пример — это «окрашивание» одного из фасадов здания Государственной Думы РФ и Дома Союзов в синий цвет. Данный эффект — побочное действие световой рекламы «Газпром», установленной на крыше противоположного здания.

Здание на Кутузовском проспекте
Здание администрации города Липецк

А вот достаточно большая реклама «Инвестбанка» на крыше здания на Кутузовском проспекте не только засвечивает почти половину сооружения, но и светит непосредственно в окна.

Вид на площадь Петра в городе Липецк
Вид на площадь Петра в городе Липецк

Световая реклама может даже оказывать слепящее действие. Как отмечают жители города Липецка, яркий рекламный стенд, установленный на одной из центральных улиц города, вызывает зрительный дискомфорт пешеходов и водителей.

От такого рода световой рекламы неизбежно появляются фоновые засветки, меняющие восприятие окружающих объектов и, как следствие, сильно страдает светоцветовая среда пространства ночного города.

Очевидно, что полностью устранить световую рекламу из контекста ночного города невозможно. Однако учитывать возможное негативное воздействие при ее разработке и установке необходимо. Учитывать и стараться устранять.

Заключение

Все вышесказанное призывает организации, занимающиеся проектами наружного освещения объектов городской структуры внимательно относиться к каждому проекту. Важно умение бесконфликтно и деликатно объяснить заказчику, что проект необходимо создавать не только в соответствии с его личными желаниями, но и с общими правилами проектирования. Такие внешние факторы как бюджет, объём проекта, технические и геологические показания и т. д. могут сподвигнуть лишь на небольшие компромиссы, но не радикальные противоречия в противовес общеустановленным правилам. Культура светодизайна должна присутствовать в каждом проекте. Именно это определяет профессионализм.